21 декабря 2017 года состоялось заседание коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Карелия

22.12.17 14:31

| Печать |

На заседании коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Карелия (далее – Контрольно-счетная палата) 21 декабря 2017 года рассмотрен Отчет о результатах совместного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности использования средств бюджета Республики Карелия, предоставленных бюджетам муниципальных образований в виде бюджетных кредитов в 2015–2016 годах» (с учетом информации контрольно-счетных органов муниципальных образований Республики Карелия) (далее – экспертно-аналитическое мероприятие).

При подготовке отчета использованы результаты внешних проверок годового отчета об исполнении бюджета Республики Карелия за 2015-2016 годы, информация по результатам экспертно-аналитических и контрольных мероприятий Контрольно-счетного комитета Беломорского муниципального района, Контрольно-счетной комиссии Кемского муниципального района, Контрольно-счетного органа Кондопожского муниципального района, Контрольно-счетного органа Костомукшского городского округа, Контрольно-счетного комитета Лахденпохского муниципального района, Контрольно-счетной палаты Петрозаводского городского округа, Контрольно-счетного управления Питкярантского муниципального района, Контрольно-счетного комитета Прионежского муниципального района, Контрольно-счетного органа Пряжинского национального муниципального района, Контрольно-счетного органа Пудожского муниципального района, Контрольно-счетного комитета Сегежского муниципального района, Контрольно-счетного комитета Сортавальского муниципального района, а также информация, полученная по запросам Контрольно-счетной палаты от Министерства финансов Республики Карелия, от администраций муниципальных образований «Калевальский национальный район», «Медвежьегорский муниципальный район», «Суоярвский район», «Олонецкий национальный муниципальный район», «Муезерский муниципальный район», «Лоухский муниципальный район».
С докладом о результатах экспертно-аналитического мероприятия выступила руководитель мероприятия – аудитор Анна Мелехова.
В период 2015-2016 годов доходы муниципальных образований не обеспечивали необходимый объем ресурсов для решения задач социального и экономического развития муниципальных районов и городских округов. Сложившаяся низкая положительная (или отрицательная) динамика роста собственных доходов с одновременным увеличением расходов бюджетов муниципальных образований в части выполнения социальных обязательств, в том числе в рамках исполнения «майских» указов Президента Российской Федерации, предопределили исполнение местных бюджетов с дефицитом и, как следствие рост муниципального долга и расходов на его обслуживание.
Проведенный в ходе экспертно-аналитического мероприятия анализ показал:
в течение исследуемого периода значительно увеличилась долговая нагрузка на бюджет в большинстве муниципальных образований;
темпы прироста муниципального долга опережают темпы прироста налоговых и неналоговых доходов бюджетов;
в структуре муниципального долга наибольшую долю занимают обязательства перед кредитными организациями;
объемы привлекаемых в муниципальные бюджеты кредитных средств ежегодно растут;
ежегодно увеличиваются расходы на обслуживание муниципального долга.
Перечисленные факты создают риски для обеспечения сбалансированности муниципальных бюджетов в будущих периодах (следующих бюджетных циклах).
Объем задолженности муниципальных образований по бюджетным кредитам, предоставленным из бюджета Республики Карелия, за период 2015-2016 годов увеличился на 552 517,0 тыс. рублей (в 2,2 раза) и по состоянию на 1 января 2017 года составил 999 727,6 тыс. рублей, в том числе по основному долгу – 997 611,0 тыс. рублей, по процентам – 2 116,6 тыс. рублей.
При этом по состоянию на 1 января 2017 года числится задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным:
для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов муниципальных районов и городских округов на сумму 10 808,9 тыс. рублей;
для частичного покрытия дефицитов бюджетов муниципальных районов и городских округов на сумму 987 818,7 тыс. рублей;
для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на сумму 1 100,0 тыс. рублей.
В 2015 году проведена реструктуризация обязательств (задолженности) бюджетов трех муниципальных образований по бюджетным кредитам, полученным из бюджета Республики Карелия, на общую сумму 24 854,0 тыс. рублей. В 2016 году проведена реструктуризация обязательств (за
долженности) бюджетов 15 муниципальных образований по бюджетным кредитам, полученным из бюджета Республики Карелия, на общую сумму 127 210,0 тыс. рублей.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено, что Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных образований Республики Карелия бюджетных кредитов для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении указанных бюджетов, для частичного покрытия дефицитов местных бюджетов, для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также использования и возврата предоставленных бюджетных кредитов, утвержденный постановлением Правительства Республики Карелия от 27.03.2008 № 75-П (далее - Порядок предоставления бюджетных кредитов) и Порядок проведения реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам муниципальных образований, утвержденный постановлением Правительства Республики Карелия от 22.03.2008 № 66-П (далее - Порядок реструктуризации обязательств) Министерством финансов Республики Карелия и исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований Республики Карелия в полной мере не соблюдались.
Отмечена низкая эффективность (результативность) использовании средств бюджета Республики Карелия в сумме 287 750,0 тыс. рублей, предоставленных в 2015-2016 годах бюджетам ряда муниципальных образований из бюджета Республики Карелия по причине роста общего объема кредиторской задолженности, включая просроченную, на фоне роста объема муниципального долга, в том числе по бюджетным кредитам.
В ходе анализа соблюдения бюджетного законодательства при исполнении бюджетов муниципальных образований и при принятии органами местного самоуправления решений о муниципальных бюджетах на соответствующий финансовый год (на соответствующий финансовый год и плановый период) установлены случаи несоблюдения в 2015-2016 годах ограничений, установленных статьями 921 и 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Анализ нормативной правовой и методологической базы муниципальных образований, регламентирующей формирование и управление муниципальным долгом, позволяет сделать вывод о том, что в муниципальных районах уделяется недостаточное внимание разработке и реализации нормативных актов в указанной области.
Отмечен низкий уровень организации в муниципальных образованиях внутреннего финансового контроля, в том числе в отношении использования средств, предоставленных из бюджета Республики Карелия в виде бюджетных кредитов, в части формирования, управления и обслуживания муниципального долга, и отсутствие мероприятий внутреннего финансового аудита.
Решением коллегии Контрольно-счетной палаты Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия предложено направить в адрес Законодательного Собрания Республики Карелия, Главы Республики Карелия, Прокуратуры Республики Карелия, Министерства финансов Республики Карелия, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований Республики Карелия.

Решением коллегии Контрольно-счетной палаты утвержден Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий».
Актуализирован ранее утвержденный Стандарт внешнего государственного финансового контроля СФК 2.3 «Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Республики Карелия».

Коллегия Контрольно-счетной палаты рассмотрела изменения в план работы Контрольно-счетной палаты Республики Карелия на 2017 год и план работы Контрольно-счетной палаты Республики Карелия на 2018 год, рекомендовала Председателю Контрольно-счетной палаты утвердить.

Аудиторами представлена информация о выполнении объектами контроля представлений, выданных по результатам следующих десяти контрольных и двух экспертно-аналитических мероприятий и приняты следующие решения:
«Проверка эффективности использования средств бюджета Республики Карелия при строительстве 8-квартирного и 10-квартирного жилых домов в с. Рыбрека Прионежского муниципального района» - контроль до апреля 2018 года;
«Проверка законности и результативности использования средств бюджета Республики Карелия, предоставленных Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г. Петрозаводска» на финансовое обеспечение мер социальной поддержки ветеранам труда в соответствии с Законом Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» в истекшем периоде 2016 года» - контроль до апреля 2018 года;
«Проверка законности и результативности использования средств бюджета Республики Карелия, выделенных на реализацию подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» государственной программы Республики Карелия «Социальная поддержка граждан в Республике Карелия» в 2015-2016 годах» - контроль до апреля 2018 года;
«Проверка законности и результативности использования средств бюджета Республики Карелия, выделенных на модернизацию отрасли здравоохранения в части финансирования государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Сегежская центральная районная больница» в 2013-2014 годах» - контроль до декабря 2018 года;
«Проверка результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Республики Карелия, предоставленных специализированной некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Республики Карелия» в 2015-2016 годах» - контроль до февраля 2018 года;
«Проверка законности и результативности (эффективности) использования средств бюджета Республики Карелия, предоставленных Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую тепловую энергию в 2015 году» - контроль до февраля 2018 года;
«Проверка бюджетной отчетности Государственного комитета Республики Карелия по дорожному хозяйству, транспорту и связи за 2016 год, исполнения отдельных положений Закона Республики Карелия от 24.12.2015 № 1968-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2016 год» и соблюдения отдельных положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2016 году» - контроль до февраля 2018 года;
«Проверка результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Республики Карелия, предоставленных обществу с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» в 2013-2015 годах» - контроль до февраля 2018 года;
«Проверка результативности (эффективности) использования средств бюджета Республики Карелия, предоставленных Бюджетному природоохранному рекреационному учреждению Республики Карелия «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия» за 2015 – 2016 годы» - контроль до февраля 2018 года;
«Проверка результативности (эффективности) использования средств бюджета Республики Карелия, предоставленных в виде межбюджетных трансфертов в сфере образования бюджету Муезерского муниципального района за 2015 – 2016 годы» - контроль до марта 2018 года;
«Анализ эффективности использования средств бюджета Республики Карелия, выделенных в 2013-2014 годах на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственных образовательных учреждениях Республики Карелия и муниципальных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - оставить на контроле до полного устранения нарушений и замечаний;
«Анализ и оценка реализации подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Республике Карелия» государственной программы Республики Карелия «Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами» на 2014-2020 годы в части выполнения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечению переселяемых граждан благоустроенным жильем в 2014 и 2015 годах и истекшем периоде 2016 года» - снять с контроля.

В заседании коллегии приняли участие заместитель начальника бюджетного управления Министерства финансов Республики Карелия Н.А. Мороз, Председатель Контрольно-счетной палаты Петрозаводского городского округа Е.В. Брагинова, аудитор А.В. Тревогина, Председатель Контрольно-счетного органа Костомукшского городского округа О.Ю. Шадрина, инспектор Контрольно-счетного органа Калевальского муниципального района А.В. Киреев, инспектор Контрольно-счетной комиссии Кемского муниципального района Л.Н. Пекшуева, Председатель Контрольно-счетного органа Кондопожского муниципального района Е.А. Горошкина, инспектор О.Г. Морочковская, Председатель Контрольно-счетного управления Питкярантского муниципального района М.В. Потина, Председатель Контрольно-счетного комитета Прионежского муниципального района С.А. Шкарупа, Председатель Контрольно-счетного органа Пудожского муниципального района С.А. Амозова.

21 декабря 2017 года состоялось заседание коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Карелия