Полезные ссылки

Федеральное собрание

Госдума

Счетная палата РФ

Портал КСО

Счетные палаты субъектов РФ

Карелия официальная

Законодательное собрание РК

КСП РК Вконтакте

14.11.2016 Состоялось заседание коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Карелия

Контрольно-счетная палата Республики Карелия завершила экспертизу проектов законов Республики Карелия № 13-VI «О бюджете Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и № 12-VI «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
На заседании коллегии рассмотрены и утверждены Заключения Контрольно-счетной палаты Республики Карелия на указанные законопроекты.



При проведении экспертизы проекта закона Республики Карелия № 13-VI «О бюджете Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» установлено следующее.

Проект закона внесен Главой Республики Карелия в Законодательное Собрание Республики Карелия с соблюдением срока, установленного статьей 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Закона Республики Карелия от 31 декабря 2009 года № 1354-ЗРК «О бюджетном процессе в Республике Карелия» (далее – Закон Республики Карелия «О бюджетном процессе в Республике Карелия»).

Требования по составу показателей закона о бюджете, установленные статьей 1841 Бюджетного кодекса и статьей 15 Закона Республики Карелия «О бюджетном процессе в Республике Карелия», в проекте закона соблюдены.

Концептуальным подходом при формировании проекта бюджета является необходимость продолжения реализации мер, направленных на ограничение уровня государственного долга и дефицита бюджета Республики Карелия, в том числе в рамках Программы оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия на 2016–2018 годы.

Проект закона сохраняет свою социальную направленность – бо́льшая часть общего объема расходов бюджета Республики Карелия составляет финансовое обеспечение государственных программ Республики Карелия в сферах здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты граждан и содействия занятости населения.

Социально-экономическое развитие Республики Карелия во многом обусловлено общероссийскими тенденциями. Реальный сектор экономики, сохраняющий значительный удельный вес экспортоориентированной продукции, подвержен существенному влиянию колебаний мировой экономики, а также динамики мировых цен по основной номенклатуре карельского экспорта.

Росту основных макроэкономических показателей в 2017 году, в том числе будут способствовать «антикризисные меры», принимаемые Правительством Республики Карелия, например, План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и на 2016-2017 годы в Республике Карелия. Основные параметры бюджета Республики Карелия на предстоящий бюджетный цикл характеризуются следующими показателями: доходы в 2017 году в размере 30,3 млрд. рублей, в 2018 году – 29,4 млрд. рублей и в 2019 году – 30,2 млрд. рублей; расходы составят соответственно в 2017, 2018 и 2019 годах 32,2 млрд. рублей, 31 млрд. рублей и 31,8 млрд. рублей. Дефицит бюджета Республики Карелия в 2017 году составит 1,9 млрд. рублей, в 2018 году – 1,6 млрд. рублей и в 2019 году – 1,6 млрд. рублей.

В соответствии с целями и задачами бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, направленной в составе материалов к проекту закона, в предстоящем бюджетном цикле планируется уменьшение размера дефицита бюджета Республики Карелия с 2,9 млрд. рублей в 2016 году до 1,6 млрд. рублей в 2019 году.

Доходы бюджета Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформированы с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства, вступающих в действие с 1 января 2017 года.

В планируемом бюджетном цикле прогнозируется ежегодный рост налоговых доходов. По сравнению с ожидаемым исполнением за 2016 год (60,8 процента) доля налоговых доходов в общем объеме доходов увеличивается с 66,0 процентов в 2017 году до 70,2 процента в 2019 году.

В 2017 году сохраняется тенденция роста расходов на обслуживание государственного внутреннего долга.

На исполнение публичных нормативных обязательств Республики Карелия в 2017 году проектом закона планируется направить 4,7 млрд. рублей, из них 3,4 млрд. рублей или 73,4 процента – за счет средств бюджета Республики Карелия, 1,2 млрд. рублей или 26,6 процента – за счет средств федерального бюджета.

Объем резервных фондов Правительства Республики Карелия, учтенный проектом закона не превышает 3-процентного предела общего объема расходов, предусмотренного статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов основными задачами бюджетной политики в 2017–2019 годах в сфере формирования межбюджетных отношений будут поддержание сбалансированности местных бюджетов и стимулирование органов местного самоуправления к проведению взвешенной долговой политики.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 172 Бюджетного кодекса и части 3 статьи 8 Закона Республики Карелия «О бюджетном процессе в Республике Карелия» проект бюджета сформирован в программной структуре расходов на основе 19 государственных программ Республики Карелия (далее – госпрограмма), сгруппированных по четырем направлениям, бюджетные ассигнования на которые в 2017 году планируются в объеме 31,2 млрд. рублей.

При сопоставлении запланированных проектом закона объемов бюджетных ассигнований на реализацию госпрограмм с объемами средств, предусмотренными паспортами госпрограмм в действующей редакции, отмечается увеличение объемов финансирования в 2017 году на 5,3 млрд. рублей.

За 9 месяцев 2016 года расходы на реализацию госпрограмм исполнены в объеме 23,4 млрд. рублей или на 68,5 процента от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на 2016 год.

Контрольно-счетная палата Республики Карелия отмечает риски неисполнения Федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года» (далее – Федеральная программа) в 2016 году и, как следствие, в 2017 году, т. к. исполнение Федеральной программы за I полугодие 2016 года составило 14,9 млн. рублей или 5,1 процента от утвержденных назначений (исполнено только за счет средств бюджета Республики Карелия).

Дефицит бюджета Республики Карелия, предлагаемый к утверждению проектом закона, не превышает ограничение, установленное Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в условиях высокого объема государственного внутреннего долга первоочередной задачей в 2017–2019 годах является снижение уровня долговой нагрузки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации верхний предел и предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. В проекте закона на 2017 год норма соблюдена.

Проектом закона прогнозируется ухудшение структуры государственного внутреннего долга Республики Карелия в период 2017–2019 годов, а именно увеличение удельного веса коммерческого долга (кредиты кредитных организаций и государственные ценные бумаги) на 1 января 2020 года по сравнению с аналогичным показателем на 1 января 2017 года на 46,8 процентного пункта.


В ходе экспертизы проекта закона № 12-VI «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» осуществлялась проверка соответствия законопроекта бюджетному законодательству, законодательству в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования граждан, программным документам Российской Федерации и Республики Карелия, проекту закона № 12-VI «О бюджете Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и иным нормативным правовым документам, а также проведен анализ обоснованности и достоверности доходов и расходов, предусмотренных законопроектом.
В результате проведенной экспертизы установлено следующее.

Законопроект и представленные одновременно с ним материалы соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Карелия от 31 декабря 2009 года № 1354-ЗРК «О бюджетном процессе в Республике Карелия».

Проект бюджета Фонда сформирован на три года – очередной год и плановый период.

Проектом закона предлагается к утверждению сбалансированный бездефицитный бюджет Фонда на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, где прогнозируемый общий объем доходов соответствует общему объему расходов на 2017 год в сумме 10,0 млрд. рублей, на 2018 год – 11,1 млрд. рублей, на 2019 год – 11,7 млрд. рублей.

Объем поступлений в основном будет обеспечен субвенциями из бюджета Федерального фонда ОМС, которые составят: в 2017 году 9,9 млрд. рублей или 98,8 процентов от общих доходов Фонда, что больше показателей текущего года 646,7 млн. рублей, или на 1,2 процента;
в плановом периоде субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС будут составлять – 98,9 и 99,0 процентов соответственно.

Весь объем средств предусматривается направить на реализацию Территориальной программы ОМС. Расчетная стоимость базовой части Территориальной программы на 2017 год составляет 9,8 млрд. рублей

Прогнозируемая расчетная стоимость Территориальной программы ОМС Республики Карелия на 2017 год определена исходя из подушевого норматива в размере 14 830,03 рублей на 1 застрахованное лицо.

В целом, по результатам экспертизы проекта закона Республики Карелия № 12-VI «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», проведенной в соответствии с установленными статьей 157 Бюджетного кодекса бюджетными полномочиями Контрольно-счетной палаты Республики Карелия, подтверждается обоснованность и реалистичность сформированных на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов характеристик бюджета, соблюдение требований бюджетного законодательства, предъявляемых к проекту бюджета, а также соответствие принимаемых обязательств целям и задачам социально-экономической и бюджетной политики, определенным в программных документах Российской Федерации и Республики Карелия.


Проведенная Контрольно-счетной палатой Республики Карелия экспертиза проектов законов Республики Карелия № 13-VI «О бюджете Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и № 12-VI «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на соответствие их нормам и положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Карелия от 31 декабря 2009 года № 1354-ЗРК «О бюджетном процессе в Республике Карелия», другим законодательным и нормативным актам позволяет сделать вывод о возможности принятия проектов законов Законодательным Собранием Республики Карелия в первом чтении.
При подготовке проектов законов ко второму чтению Контрольно-счетная палата Республики Карелия считает необходимым учесть замечания и предложения, содержащиеся Заключениях.

Решением коллегии Заключения направлены в адрес Законодательного Собрания Республики Карелия, Главы Республики Карелия, Министерства финансов Республики Карелия, Министерства экономического развития Республики Карелия, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия.

С Заключениями можно ознакомиться в разделе Деятельность – Экспертно-аналитическая деятельность.

В заседании коллегии приняли участие заместитель министра финансов Республики Карелия С.В. Алексеева, заместитель директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия О.Л. Салонен, начальник отдела прогноза, реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров, финансов организаций и вопросов налогообложения Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия С.Г. Вихарева, главный специалист управления финансов в отраслях социальной сферы Министерства финансов Республики Карелия Т.А. Романова.



Кроме того на заседании коллегии было рассмотрено обращение аудитора Контрольно-счетной палаты Республики Карелия о включении в План работы на 2016 год контрольного мероприятия «Проверка выполнения представления, направленного в адрес Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия по результатам контрольного мероприятия «Проверка бюджетной отчетности Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия за 2015 год, исполнения отдельных положений Закона Республики Карелия от 18 декабря 2014 года № 1851-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и соблюдения отдельных положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2015 году» (п.3.12).