Контрольно-счетная палата Карелии оценила результативность бюджетных расходов на мероприятия по содействию трудовой занятости инвалидов
11.05.23 11:11
Контрольно-счетной палатой Республики Карелия проанализирована результативность использования средств бюджета Республики Карелия, направленных на мероприятия по содействию трудовой занятости инвалидов в 2020-2021 годах в рамках реализации государственной программы Республики Карелия «Содействие занятости населения».
Объектами экспертно-аналитического мероприятия выступили Управление труда и занятости Республики Карелия и Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия».
Проведенный анализ показал, что в 2020 году показатель результата государственной программы Республики Карелия – «уровень трудоустроенных граждан, относящихся к категориям инвалидов, к уровню всех трудоустроенных граждан из числа обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы» составил 83,8 процента (или 111,7 процента от плана), то есть был перевыполнен. Однако в 2021 году запланированный показатель достигнут не был – его исполнение составило 74,5 процента или 99,2 процента от плана.
При этом Контрольно-счетная палата критически оценивает данный показатель (и его расчет) и считает его не отвечающим требованиям адекватности, объективности, однозначности и, соответственно, не отражающим именно качественного изменения ситуации относительно занятости инвалидов. По этой причине Управлению труда и занятости Республики Карелия предложено его пересмотреть.
Оценивая качество управления государственной программой «Содействие занятости населения», Контрольно-счетная палата пришла к выводу, что Управлением труда и занятости Республики Карелия как ответственным исполнителем не в полном объеме соблюдался установленный в республике порядок реализации государственных программ. В том числе допускались случаи корректировки плановых значений показателей непосредственных результатов мероприятия под фактическое исполнение в конце отчетного периода, включение некорректных сведений, в части объемов финансового обеспечения в разрезе мероприятий и достигнутых значениях показателей непосредственных результатов, в годовую отчетность о ходе реализации государственной программы и др.
Реализация мероприятий по содействию в трудоустройстве и занятости инвалидов обеспечивалась путем предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий работодателям (коммерческим и некоммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям), по результатам отбора, проведенного Центром занятости населения Республики Карелия, а также путем направления средств государственным и муниципальным учреждениям, в том числе в рамках предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Республики Карелия.
Проведенный Контрольно-счетной палатой анализ порядков предоставления указанных субсидий (утвержденных постановлениями Правительства Республики Карелия) выявил их несоответствие общим требованиям, установленным на федеральном уровне, поскольку они наделяют правом предоставления субсидий из бюджета Республики Карелия Центр занятости населения Республики Карелия – учреждение, которое не осуществляет функций главного распорядителя бюджетных средств.
Помимо этого в анализируемом периоде были установлены факты, оказывающие влияние на эффективность (результативность) использования средств субсидий из бюджета Республики Карелия, направленных на цели содействия трудовой занятости инвалидов (в ряде случаев). Обращено внимание на наличие признаков нецелевого использования средств субсидий, несоответствие созданного рабочего места индивидуальным возможностям трудоустроенного инвалида, недостижение получателями субсидий результатов и показателей результативности, установленных в соглашениях, и др.
Контрольно-счетной палатой обращено внимание на отсутствие должного контроля за реализацией Государственной программы Республики Карелия «Содействие занятости населения» со стороны ответственного исполнителя (Управления труда и занятости Республики Карелия).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия предложено скорректировать показатель результата предоставления субсидии на частичное возмещение расходов работодателей на выплату заработной платы инвалидам (путем замены обеспечения трудоустройства инвалида на работах временного характера на обеспечение трудоустройства на постоянное рабочее место).
Итоги экспертно-аналитического мероприятия, включая выводы и предложения, рассмотрены и обсуждены с объектами мероприятия на заседании коллегии Контрольно-счетной палаты с участием Министерства финансов Республики Карелия.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен в адрес Главы Республики Карелия, Законодательного Собрания Республики Карелия и объектов мероприятия.
В адрес Управления труда и занятости Республики Карелия и ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» направлены предложения, в том числе:
о принятии мер, направленных на организацию и осуществление выездных проверок получателей субсидий по фактам (признакам) нарушений и недостатков, отраженных в отчете о результатах экспертно-аналитического мероприятия, и контроля за выполнением обязательств муниципальными образованиями в рамках соглашений о предоставлении иного межбюджетного трансферта;
о дополнении соглашений с получателями субсидий периодом, в течение которого оборудованные (оснащенные) рабочие места используются для трудоустройства незанятых инвалидов, и обязанностью приобретать новое (ранее не используемое) оборудование и предметы оснащения.
Кроме того, Контрольно-счетной палатой рекомендовано дополнить перечень документов, подтверждающих расходование бюджетных средств получателями субсидий.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия размещен на сайте Контрольно-счетной палаты Республики Карелия (подраздел «Экспертно-аналитическая деятельность» раздела «Деятельность»).