Полезные ссылки

Федеральное собрание

Госдума

Счетная палата РФ

Портал КСО

Счетные палаты субъектов РФ

Карелия официальная

Законодательное собрание РК

КСП РК Вконтакте

Контрольно-счетной палатой Республики Карелия проведены анализ и оценка функционирования территорий опережающего развития Республики Карелия

Контрольно-счетная палата Республики Карелия завершила экспертно-аналитическое мероприятие, посвященное анализу и оценке влияния функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2035 года. Мероприятие проведено по обращению Правительства Республики Карелия. Отчет о результатах мероприятия представила аудитор Анна Мелехова.

Территория опережающего развития – это территория, на которой в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности.

Всего в Карелии созданы и функционируют три территории опережающего социально-экономического развития, созданные на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) — это ТОР «Надвоицы», ТОР «Кондопога» и ТОР «Костомукша».

По состоянию на 1 января 2024 года в Республике Карелия действуют 20 соглашений, заключенных Министерством экономического развития Республики Карелия с резидентами ТОР, с заявленными на период реализации инвестиционных проектов объемами капитальных вложений в общей сумме 5 747, 8 млн рублей и количеством создаваемых новых рабочих мест – 855 единиц.

В рамках мероприятия установлено недостижение прогнозных показателей эффективности функционирования ТОР, установленных соглашениями о создании ТОР в Республике Карелия, в части количества резидентов ТОР, создания рабочих мест, объема инвестиций, в том числе капитальных вложений.

Соглашения об осуществление деятельности на ТОР, заключенные с резидентами ТОР, включая формы отчетности, не являются единообразными. В большинстве случаев отмечается невысокий уровень достижения экономических показателей, предусмотренных указанными соглашениями.

По результатам анализа влияния функционирования ТОР на уровень социально-экономического развития муниципальных образований, на которые распространяется режим, отмечено, что создание и функционирование режима ТОР оказало положительное влияние на рост числа новых рабочих мест и снижение уровня безработицы в г. Кондопога и пгт Надвоицы, тогда как, значимых эффектов для социально-экономического развития г. Костомукша особый правовой режим не обеспечил.

По результатам анализа установлено, что в прогнозе социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2035 года не содержатся количественные показатели, характеризующие ожидаемые целевые эффекты от функционирования ТОР в Республике Карелия и применения соответствующего преференциального режима. Также не получено подтверждения того, что при формировании долгосрочного прогноза учитывались гипотезы и риски, связанные с созданием и развитием ТОР. Вместе с тем имеют место признаки незначительного влияния указанного правового режима на показатели, установленные долгосрочным прогнозом.

По итогам мероприятия в адрес Правительства Республики Карелия и Министерства экономического развития Республики Карелия сформулированы предложения (рекомендации), в том числе об отражении в стратегических документах задач и показателей, характеризующих их выполнение, в отношении развития ТОР, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Карелия, о внесении изменений в порядок заключения соглашений с резидентами ТОР, о повешении качества оценки налоговых расходов, обусловленных налоговыми льготами резидентам ТОР, включая оценку их влияния на достижение значений показателей, установленных государственными программами.

В соответствии с решением коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Карелия от 26 апреля 2024 года отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен в адрес Законодательного Собрания Республики Карелия, Главы Республики Карелия, Министерства экономического развития Республики Карелия, Министерства финансов Республики Карелия и Общественной палаты Республики Карелия.